Консультация для
родителей «Возрастные особенности
детей 5-6 лет»
Возраст 5-6 лет это старший дошкольный
возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы
ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом,
когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все
моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка
закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять,
каким будет человек в будущем. Этот период называют сензитивным для развития
всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти,
воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он
становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и
рассуждать.
В 5-6 лет
ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно
доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он
не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что
связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить
именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой
четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об
окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире,
человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом
другом. Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие,
расширение кругозора. И все игры, направленные на это, дадут хороший результат.
Не отвечайте односложно – «да» или «нет». Отвечайте ребенку развернуто,
спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. «А почему сейчас зима?
Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер? Обоснуй». У детей много
неосознанной информации в голове, порой аккумулировать ее, разложить по полочкам
они не могут. И задача взрослых им в этом помочь.
Важным показателем этого
возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и
другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам,
могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения
между взрослым и взрослым или взрослым и ребенком. В играх на
логику прослеживается и личностный аспект дошкольника. Правильно решив
упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать.
Есть дети, которые сдаются, не верят в свои силы и задача родителей,
воспитателей, выработать у ребенка стремление победить. Важно, ребенок
должен знать, что «Я могу». Но родители продолжают оставаться примером
для детей. Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе
хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и
интеллектуальную) можно заложить в ребёнка.
Характерной
особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам,
выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Старшие дошкольники
начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Перспектива школьного
обучения создает особый настрой в гpyппах старших дошкольников. Интерес детей к
школе развивается естественным путем в общении с воспитателем, через встречи с
учителем, совместные дела со школьниками, посещение школы, сюжетно-ролевые игры
на школьную тему. Главное - связать развивающийся интерес детей к новой
социальной позиции («Хочу стать школьником») с ощущением роста их достижений, с
потребностью познания и освоения нового.
К этому периоду жизни у
ребенка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает
интенсивно пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и
впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной
мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребенка может являться
фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников.
Появляется интерес к
арифметике и чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребенок может
решать простые геометрические задачи. Ребенок уже может запомнить что-либо
целенаправленно.
Старший дошкольник
способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются
устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные,
моральные, эстетические.
Ha фоне эмоциональной
зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание,
выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою
значимость.
Достаточно часто в этом
возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т. е. целенаправленное
искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение
детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или
негативным отношением блокирует развитие у ребенка позитивного самоощущения,
уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и
оградить себя от нападок, ребенок начинает придумывать оправдания своим
оплошностям, перекладывать вину на других.
Нравственное развитие
старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так
как именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует
нравственные нормы и правила. У ребенка необходимо формировать привычку
нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и
включение в них детей в процессе повседневной жизни.
Вам как его родителям важно:
♣ С уважением относиться к его
фантазиям и версиям, не заземляя его магического мышления. Различать «вранье»,
защитное фантазирование и просто игру воображения.
♣ Поддерживать в ребенке стремление к
позитивному самовыражению
♣ Быть внимательными к желаниям ребенка,
но и уметь ставить границу там, где его желания вредны для него самого или
нарушают границы окружающих его людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту
границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать. - Обеспечивать ребенку
возможность общения со сверстниками. Обеспечивать общение с близкими,
организовывая отдых всей семьей, вместе с ребенком обсуждая совместные планы.
♣ Постепенно снижать контроль и опеку,
позволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их.
♣ Помнить, что в этом возрасте (да и
всегда) ваш ребенок охотнее будет откликаться на просьбу о помощи, чем на
долженствование и обязанность.
Комментарии
Отправить комментарий