Консультация для родителей в подготовительной группе
на тему
«Ребенок и компьютер»
Компьютерные игры для
детей имеют большое значение. Прежде всего, они помогают ребенку привыкнуть к
управлению компьютером, что благоприятно сказывается в дальнейшем. Когда дело
доходит до более серьезной работы.
Выбирайте жанр игры в
соответствии с возрастом и характером ребенка. То, что компьютерные игры учат
логическому мышлению, реакции, глазомеру и координации движений,- достаточно
очевидно. Практически любая компьютерная игра развивает тот или иной полезный
навык, но все-таки не во всякую игру стоит играть.
Все дети разные. Одним
лучше подходят спокойные, неторопливые игры, а другим- активные, динамические.
Надо знать своего ребенка или ученика и рекомендовать ему такие игры, которые
не будут его перегружать. Присмотритесь к ребенку. Если он перевозбужден,
значит надо уменьшить уровень сложности игры или вообще сменить игру.
Если вы замечаете, что
ребенок стал излишне нетерпелив в общении с окружающими, это может быть
последствием компьютерных игр. По окончании первого этапа освоения компьютера
дети привыкают к тому, что компьютер реагирует на их действия мгновенно, и
замедленная реакция окружающих начинает их нервировать. Спокойно объясните
ребенку, в чем суть проблемы, и подберите игры поспокойнее, в которых ему
придется больше думать и меньше действовать.
Выбирайте
продолжительность игры в соответствии с возрастом ребенка и характером игры. У
каждой игры есть свой ритм и своя продолжительность. Ритм и продолжительность
должны быть сбалансированы. Если ритм игры напряжен, то игра не должна быть
продолжительной. Наиболее напряженные игры имеют деление на уровни и эпизоды.
Если отдельный эпизод напряженной игры длится 3-5 минут, то в такую игру могут
играть младшие школьники. Если отдельный эпизод может затянуться до получаса,
то в такую игру стоит играть только старшеклассникам. Прерывать игру ребенка до
завершения эпизода не стоит - человек должен покидать компьютер с сознанием
успешно выполненного дела.
Разрешайте дольше
играть в игры с исследовательским содержанием, чем в развлекательные игры.
Важнейшая особенность компьютерных игр состоит в том, что в основе лежат
математические модели реальных устройств или процессов. В этом смысле игра с
компьютером часто может рассматриваться как лабораторная работа, не имеющая
аналогов. Например, не существует лабораторных работ по истории и географии, но
в компьютерных играх вполне можно заниматься виртуальным моделированием истории
или изучать географию на практических моделях.
Многие компьютерные
игры развивают в детях навыки проведения исследования. Обучение
исследовательской работе обычно выходит за рамки школьных программ. В
компьютерных играх к исследовательской работе дети приобщаются очень рано, причем
этого совершенно не замечают. В этот момент родителям важно поддержать такие
навыки, как умение получать информацию, правильно ее анализировать, делать из
нее выводы и создавать гипотезы, уметь ставить проверочные эксперименты,
делать выводы из их результатов и планировать дальнейшие действия. Наилучшим
образом это достигается, когда взрослые находятся в курсе проблем, стоящих
перед играющим, и решают эти проблемы вместе с ним.
Для того, чтобы
поддержать юного исследователя, совсем не обязательно знать заранее решение
игровых проблем. Вполне достаточно обратить его внимание на необходимость
что-то проверить или что-то уточнить. Компьютерные игры приучают к этому
довольно быстро, и успех в освоении игровых программ в детстве непременно даст
отдачу в быстром и эффективном освоении прикладных программ в старшем возрасте.
Часы и дни, потраченные на компьютерные игры, вполне способны сэкономить месяцы
работы по освоению сложных программных систем в будущем. Но, как, и во всяком
прочем деле, важен баланс. Обязательно присмотритесь к содержанию игры. Вы
узнаете, есть ли в игре элемент исследования, поговорив с ребенком и задав
несколько вопросов:
«Как удалось тебе
сделать это?..»
«Как ты до этого
додумался?..»
«Ты не проверял, нет
ли здесь какого-нибудь тайника или хитрости, которую ты не заметил?..»
Используйте игры, за
которыми ребенку интересно смотреть со стороны. Вполне естественно, что дети
хотят играть больше, чем это целесообразно делать. В таких случаях можно
использовать некоторые игры, за которыми дети охотно наблюдают со стороны. При
этом они получают удовольствие и не испытывают психологических перегрузок.
Такие «семейные» игры надо подбирать особо.
Например, дети охотно
смотрят со стороны, как взрослые играют в авиаимитаторы. Сцены воздушных боев
доставляют им удовольствие. Но, попробуйте заменить авиационный имитатор на
автомобильный, и эффект будет противоположным. Дети будут нервничать, потому
что им самим хочется управлять автомобилем. На роль «семейных» игр очень хорошо
подходят ролевые игры. Дети готовы смотреть их, как мультфильмы. Эти игры могут
быть чрезвычайно продолжительными, и сеансы семейной игры можно заранее
планировать на выходные дни.
Аккуратно используйте
звуковое сопровождение. Звуковое сопровождение в играх - это тема отдельного
разговора с ребенком. Дети любят, чтобы звук был громким. Во многих играх звук
имеет особое значение. Грохот разрывов снарядов и ракет способен доставить не
меньшее удовольствие, чем красивая графика на экране. В тех играх, где это
важно, стоит пойти ребенку навстречу и потерпеть громкие звуки, даже если они
очень неприятны. Но, ребенок, в свою очередь, должен понимать, что игра не
должна бесконечной и через десять- пятнадцать минут надо завершить эпизод и
выключить компьютер.
Комментарии
Отправить комментарий