Развитие
мелкой моторики пальцев рук у детей младшей группы.
Мелкая моторика рук – это единство согласованных
манипуляций, которые направлены на выполнение мелких точных движений кистями и
пальцами. Еще несколько десятилетий назад у родителей не было проблем с
состоянием моторики их детей. Ведь очень многое детки делали своими руками:
помогали чистить овощи, лепить пироги, стирать, перебирать крупы, завязывали
шнурки и застегивали пуговицы. Сегодня большую часть этих занятий делают либо
взрослые, предоставляя детям возможность играть, либо специализированные машины.
Даже обувь на липучках и одежда на молниях лишают ребенка возможности
потренировать тонкие движения своих пальцев. А между тем о важности мелкой
моторики говорит многое. Дети со слабой моторикой оказываются не готовыми к
письму, часто отстают в речевом развитии. Все это сказывается на успеваемости в
школе и приводит к повышенным нагрузкам на нервную систему ребенка. Кроме
прочего, состояние мелкой моторики рук напрямую влияет на развитие у ребенка:
навыков самообслуживания; усидчивости; мышления; внимания; воображения;
словарного запаса; памяти. Ведь центры коры мозга, ответственные за тонкую
моторику, соседствуют и тесно взаимосвязаны с центрами, отвечающими за развитие
этих сфер. Активируя зону мелкой моторики, мы естественным путем влияем и на
соседние. Что должны уметь дети этого возраста в плане развития мелкой
моторики? Для удержания предметов они все активнее используют пальцы, а не
ладонь, как было раньше. Умеют держать карандаш. Могут рисовать линии, круги,
многогранники, перерисовывать крестики, квадраты. Могут снимать и надевать
одежду и обувь. Берут мелкие предметы или детали большим и указательным
пальцем. Строят башню минимум из 3 кубиков. Рисуют человечка, состоящего как
минимум из 3 элементов (голова, туловище, конечности). Вытаскивают мелкие
предметы из прозрачной емкости. Откручивают крышки. Нанизывают бусины на
проволоку. Могут рисовать пальцами. Набирают крупу в ложку из одной емкости,
чтобы перенести в другую. Обводят контур по пунктирной линии. Лепят простые
элементы из пластилина. Застегивают и расстегивают молнии, замочки, кнопки,
пуговицы. Разворачивают фантики и обертки. Движения рук происходят при
координации зрением. Все эти навыки необходимо развивать и совершенствовать,
подготавливая маленькие ручки ко все более сложным и точным манипуляциям. ЧТО
СПОСОБСТВУЕТ ЛОВКОСТИ РУК? Существует много способов сделать маленькие пальчики
более умелыми. Мелкую моторику рук у детишек 3 х лет прекрасно развивают
следующие игры и занятия: застегивание пуговиц, кнопок, шнуровки; откручивание
крышек на баночках и бутылках; перекатывание в ладошках карандашей, орехов,
катушек; лепка из пластилина или теста; сортировка круп (гороха, фасоли,
гречки, риса); рисование пальцами на песке, манной или гречневой крупе;
рисование пальчиковыми красками или карандашами; игры с мелкими деталями
(конструктор, мозаика, пазлы); нанизывание крупных бусин на леску или
проволоку; ощупывание поверхностей из разнообразных материалов и фактур; массаж
с помощью шипованных мячиков. Когда ваш малыш будет рисовать пальчиковыми красками,
наденьте на него вещи, которые не жалко испортить красками, а стол застелите
защитной клеенкой, чтобы облегчить последующую уборку. Большинство этих занятий
увлекают малышей 3 х лет, особенно если родители придают им форму занимательной
игры. Например, предлагают не просто перебрать крупы, а помочь Золушке
отправиться на бал, не просто трогать разные поверхности, а представить себя
слепым Кротом из сказки про Дюймовочку, и угадывать, к чему прикоснулся. ИГРАЮТ
ПАЛЬЧИКИ Однако наиболее интересным занятием для детишек являются пальчиковые
игры: всевозможные стишки, скороговорки, потешки, мини-представления, которые
разыгрываются только при помощи пальчиков. Занимайтесь с ребенком регулярно,
включайте в программу занятий массаж рук, игры с мелкими деталями, творческие
занятия, пальчиковые упражнения. Пальчиковая гимнастика должна длиться от 5 до
15 минут, не более, иначе малыш утомится и переключит внимание на что-то
другое. Перед началом упражнений необходимо разогреть ладошки, активно растирая
их одна о другую. Помните, что сейчас деткам сложно выполнять движения сразу
двумя руками, поэтому начинайте с одной, затем повторяйте другой, и только
после этого пробуйте синхронизировать ручки. Имейте в виду, что с первого раза
ребенок может не запомнить все движения или слова игры, это нормально в их
возрасте. Все получится постепенно. Соотносить слова с движениями малыш тоже
научится в процессе занятий, если сразу у него не получается – подбодрите его и
помогите выполнить действие. Двигайтесь от простого к сложному. Если ребенку
предложить упражнение, которое ему не под силу, в следующий раз он просто
откажется играть .Старайтесь заинтересовать ребенка, организуя игры с его
любимыми персонажами .
Комментарии
Отправить комментарий